Местная религиозная организация «Православный Приход церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы р.п. Досчатое Выксунского района Нижегородской области»

Контактная информация:

  • телефон: +7(83177)4-85-89

Адрес: 607033, Нижегородская область, г. Выкса, р.п. Досчатое, пл. Советская, 73

Статус: действующий.

Расписание богослужений: чаще одного раза в неделю

Настоятель: протоиерей Дмитрий Колоколов

Престольные праздники: День Святой Троицы; Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Сведения о воскресной школе: действует

Краткая историческая справка:

В 1776 г. при реке Железнице, недалеко от Оки, был построен железоделательный завод, при котором впоследствии возникла деревня Досчатое. Заводские мастера сначала посещали церковь Успения Божией Матери в п. Решное, возникшую, по преданию, еще при Иване Грозном. Со временем, вероятно из-за отдаленности Решного и возросшего населения при заводе, эта церковь перестала удовлетворять досчатинцев, и в самом конце XVIII века они начали строить свою церковь.

Этот величественный храм, построенный в 1801 году по указу и на средства заводчика Ивана Баташева, стоит на возвышенном месте посреди бывшего селения Досчатинского завода. Он построен в стиле зрелого классицизма — однокупольный, центрический с трапезной и колокольней. Казалось бы, в нём нет ничего общего с Христорождественским храмом Выксы. Между двумя церквями четверть века и целая архитектурная эпоха (один — барокко, другой — классицизм), но стоит приглядеться внимательно, и можно почувствовать неуловимую  перекличку в обводах и пропорциях храма в Досчатом и выксунской колокольни. В обводах, архитектонике ощущается, как филигранно истончается, устремляется кверху, сложный силуэт стройного ярусного сооружения.

Вот что рассказывалось о его основании в старинной церковной летописи (ныне утраченной): «Храм сей, византийского стиля, – весьма красив, стоит на горе и виден от города Мурома. На месте, где он устроен, был прежде огромный непроходимый лес… Жителей в настоящем месте не было, лишь на запад от церкви располагалась небольшая деревенька, называемая Карповка. До устройства в заводе храма жители его, как видно из документов, состояли приходом к Успенской церкви села Решного. В 1798 году по прошению коллежского асессора Ивана Родионовича Баташева последовало благословение епископа Владимирского и Суздальского построить на Досчатой его, Баташева, фабрике каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи».

Троицкая церковь была построена в 1801 году, а освящена двумя годами позднее – в 1803-м. Строительство велось по традиционному в этих краях приему: с востока – основной храм (летний), с запада – колокольня, а между ними – теплая зимняя церковь, трапезная часть.

Основная, холодная, церковь решена в виде огромной ротонды, перекрытой купольным сводом со световым барабаном. С юга и севера к ней примыкают прямоугольные в плане объемы портиков входов, а с востока – полукруглая апсида. Круглый план зала поддержан темой 14-ти арок, обрамляющих оконные и дверные проемы. С западной стороны, через арку, — проход в теплую зимнюю церковь. Она состоит из двух помещений – собственно маленького зала, прямоугольно со срезанными углами и полукруглой трапезной, отделенной от зала тремя арками. Помещение, благодаря большим высоким окнам, залито светом. Вход в теплую церковь из-под колокольни.

Церковь была богато украшена. П. Савиньи написал о ней в 1826 году: «Церковь на сем заводе каменная, стоит на горе, красива наружностью и расписана великолепно». На стенах и сводах были росписи академического письма Арзамасской иконописной школы. До наших дней сохранились только фрагменты живописи на стенах и на иконостасе холодной церкви. Между окнами 1-го яруса помещены изображения в полный рост 4-х евангелистов, на уровне окон второго яруса – изображения святых и большие сюжетные композиции. Еще выше располагается третий ярус, составленный так же из больших картин. Композиции обрамлены рамами и сложнейшим растительным орнаментом в духе второго рококо, ярусы разделены изображениями архитектурных карнизов. В целом живопись действительно великолепного качества и, вероятно, своим монометаллизмом и многоцветием производила на посетителей храма сильное впечатление. В то же время стиль как орнаментов, так и фигурных композиций, явно указывает на более позднее происхождение этой живописи – скорее всего , на середину – вторую половину XIX века.

 

В летней церкви сохранился фрагмент иконостаса, вероятно первоначального. Он деревянный, решен в виде огромного портала, покоящегося на колонаде и завершенного фронтоном, с живописью на треугольном тимпане. Сохранились небольшие фрагменты резного декора.

От отделки теплой церкви ничего не сохранилось. Полы в ней были сделаны из чугунных фигурных плит с рельефом прекрасного классицистического рисунка. Двери входов в храм украшают кованные стальные полотна с кованными же цветами. На окнах – ажурные металлические решётки. Все это говорит о действительном уровне литья и ковки на баташёвских заводах.

Интересен также наружный вид Троицкой церкви. Он задуман, видимо, как противопоставление большого, монументального объема главного храма и легкой, стройной колокольни. Для достижения этого эффекта автор придал летней церкви характер обобщенного,  лаконичного, легко читаемого объема. Колокольня – более сложная композиция. Замечательны портики входов в ротонду, они поражают своей монументальностью. Их крупные глухие объемы завершены фронтонами, а заглубленные входы фланкируют мощные колонны в «антах». Прорезные в «русском» стиле подзоры и луковичной формы главки завершений говорят, по видимому, о ремонте всех металлических наружных элементов во второй половине XIX в.

Церковь строилась на протяжении 10 лет. Сначала была построена и освящена в 1803 году теплая церковь, затем, в 1809 году – главный храм. Престолов в церкви три: во имя Живоначальной Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

 

Богослужения в Троицком храме были прекращены в 1937 году. Церковные ценности были вынесены из храма в старый сарай, что находился возле церкви, а позже вывезены в неизвестном направлении. Ещё раньше с церковной колокольни были сброшены колокола. В 1950-60-е годы местные жители стали разбирать по кирпичикам зимнюю часть храма. Растаскивали на свои нужды, кто чугунные плиты с пола, кто доски. Случайно сохранилась местная почитаемая икона Божией Матери «Утоли моя печали». В своё время она была обрамлена в оклад из драгоценного металла, украшенного драгоценными камнями. А вот икона Александра Невского пропала во время гонений. Старожилы рассказывали, что до последнего богоборцы не могли снять её со стены храма. Дальнейшая судьба этого образа неизвестна. В алтарной части неплохо сохранилась фреска с изображением Живоначальной Троицы.

 

Лишь в сентябре 1990 года церковное здание было передано Нижегородской епархии. Была образована православная община, которая из-за малочисленности не могла приступить к восстановлению храма. В 1999 году указом митрополита Николая (Кутепова) священник Георгий Федосеев  назначен настоятелем в Троицкий храм пос. Досчатое, который, собрав возле себя единомышленников, немедленно приступил к восстановлению порушенной святыни. Вначале была проведена реставрация летнего притвора, изготовлен новый иконостас (копия бывшего, дореволюционного). Купола храма и колокольни были покрыты оцинкованным железом, а кресты — позолочены. Спустя некоторое время была отреставрирована и колокольня, на звоннице которой были установлены новые колокола. Отец Георгий трудился не только над восстановлением храма, но и над возрождением паствы. В 2001 году была открыта воскресная школа.

 

В 2005 году был освящён отреставрированный главный престол в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Сейчас Троицкая церковь в посёлке Досчатое видна на многие километры и является неотъемлемым украшением этого приокского села, одним из значимых храмов Выксунской епархии.

21 декабря 2022 года епископ Выксунский и Павловский Варнава освятил придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Троицкой церкви в Досчатом.

https://sun9-70.userapi.com/impg/Z8Xn9M2s-W7t-1XSYzY7Lw5Iwf3SzpAoHEceXQ/G6HhFjdYER8.jpg?size=2560x1707&quality=95&sign=43776cd34f7ecb5731050e8e0b14c36e&type=album

Комментирование запрещено